СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Интервью с настоятелем Храма в Троекурове отцом Александром Немченко.
На западной окраине Москвы, недалеко от МКАД и Можайского шоссе, находится храм Святителя Николая в Троекурове — редкий образец архитектуры раннего барокко. Но не только архитектурой известен этот храм. Особое служение несет настоятель храма протоиерей Александр Немченко, создавший центр помощи людям, сбившимся с пут истинного и нуждающимся не только в духовном окормлении, но и просто в куске хлеба и крыше над головой.
Редакция журнала обратилась к настоятелю храма отцу Александру с рядом вопросов.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ТРУДНОВОСПИТУЕМОЙ МОЛОДЕЖИ И НАРКОЗАВИСИМЫХ
Отец Александр, давно Вы здесь служите настоятелем?
Храм Святителя Николая в Троекурове возвращен Церкви в 1992 году, тогда я его и принял. Он был закрыт в 1934 году, позднее лишен купола и колокольни, разорен изнутри и приспособлен под заводской клуб, потом — под склад. Его восстанавливали силами прихода на народные средства. Многие жертвовали, многие помогали.
Храм расположен в довольно неудобном, труднодоступном для жителей месте. У Вас большой приход?
Прихожан из местных жителей мало, но при храме живут 50-70 послушников. Можно сказать, монастырь не по приказу, а по благословению Божию.
Восстановили кладбище — одну общую могилу, в которой захоронены все найденные нами при благоустройстве территории останки. Один общий крест: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих*. Захоронения здесь происходили триста лет. Здесь захоронены и князья Троекуровы, и, по преданию, родственники Пушкина. Один Бог ведает, кто здесь упокоился.
Я лично ощущаю поддержку всех усопших. Среди тех, кто покоится здесь, наверное, есть и святые люди, имена которых знает только Бог.
Люди, которые пришли к Вам и остались жить, не имели недоразумений с местными властями?
Люди пришли за помощью в Церковь, и Церковь взяла ответственность за них на себя. Конечно, за нами наблюдали и наблюдают, в первую очередь, церковные власти.
Когда стало очевидно, что наш метод адаптации успешен, мы получили благословение Святейшего Патриарха на официальное учреждение Фонда реабилитации бывших заключенных, трудновоспитуемой и наркозависимой молодежи. Это произошло в Великую субботу 29 апреля 2000 года, когда Святейший посетил наш храм.
Вы оформили свой Центр документально, как самостоятельное юридическое лицо?
Нет, мы работаем под эгидой Русской Православной Церкви и зарегистри- рованы как приход.
Создание каких-либо иных структур, на мой взгляд, чревато опасностью соблазна реализовать и свои личные интересы. Я это заметил среди людей, окружавших меня. Пришлось их деликатно отодвинуть.
Вы внесли дополнение в Устав прихода, что помощь бывшим заключенным и трудновоспитуемой молодежи является уставной цеятельностью ?
Не внесли. Но, наверное, надо. Сделаем в ближайшее время.
Отец Александр, как Вы стали священником и почему выбрали именно такое служение?
После школы окончил ГПУ, служил в армии, занимался спортом — борьбой, самбо, стал мастером спорта. Работал в системе профтехобразования.
Мы принимаем к себе человека, чтобы при смене привычной ему обстановки он не растерялся, смог адаптироваться, найти себя в новых условиях. Но рано или поздно он отсюда уходит. И беда в том, что вокруг слишком много соблазнов.
В стране нет программы борьбы с пьянством. Хотя я считаю, что надо запретить продавать спиртные напитки ночью. Надо учитывать современное бездуховное состояние общества, незанятость людей, нехватку рабочих мест. Когда нечем заняться, люди пьют, нарушают закон. А начал пить — не остановишься. Это болезнь. Только по этой причине многие опять возвращаются в зоны. Пишут оттуда хорошие письма, благодарят за наставления, за доброе слово, за требовательность, за ту школу, что здесь прошли.
Есть и удачные примеры — некоторые пошли в бизнес, стали хозяйственниками, есть возвратившиеся в науку. А есть — просто живут. Время-то сложное.
Многое зависит от того, сколько человек отсидел. Если большой срок, то после нахождения здесь он воспринимает жизнь совсем по-иному. Ему хочется иметь семью.
У Вас не бывает недоразумений, конфликтов, стычек с такими послушниками?
Все бывает у нас — и разборки, и драки, но все вопросы внутри мы решаем сами. Мы же взрослые люди. Пастырская беседа, личный пример делают свое дело.
Одному бывшему афганцу, килограммов под сто весом, стоило только выпить — делался неуправляемым. Лез ко всем, да еще с опасной бритвой. Полез и ко мне. Я вырубил его одним ударом — десять дней лежал. А я каялся, молился Богу, боялся, что умрет. Этот случай на пользу пошел.
У послушников есть регистрация, прописка? Вас беспокоит милиция в связи с их проживанием?
Прописки, как правило, нет, но и милиция не беспокоит. Почему? Наверное, потому, что наша община теперь широко известна. Нас в качестве положительного примера неоднократно показывали по телевидению. Была прямая трансляция Би-Би-Си на Азию и Южную Африку. Часто показывают нас и по российскому телевидению.
Я лауреат высшей юридической премии “Фемида» за 2000 год. Эта награда, учрежденная Московским клубом юристов в 1996 году и имеющая несколько номинаций (я награжден в номинации «Подвижник”), вручается российским и зарубежным юристам, государственным и общественным деятелям за вклад в развитие правового государства и строительство гражданского общества. Так был отмечен мой скромный пастырский труд за помощь бывшим заключенным.
Есть ли у Вас научная, одобренная методика реабилитации?
Методика реабилитации — это сама жизнь. Умение понять и проникнуть во внутренний мир человека, помочь ему, а не оттолкнуть от себя. Если есть возможность оставить, значит, пришедшего следует оставить. Если есть возможность определить больного в клинику — определить. Раз человек пришел к нам, он уже наш. Меня возмущает, как плохо у нас порой относятся к людям, пренебрегают ими. Народ должен, как это всегда и было, идти со своими бедами в Церковь. Все тяготы народа Она должна отражать на себе своими молитвами, своим трудом, своею помощью. Священнослужитель должен думать не только о своей семье, как это часто бывает, но оказывать помощь народу, затем и принял сан. Господь вверил тебе как пастырю “овцы своя”. Вот и работай, неси свой крест.
Могли бы Вы описать один день общины — от подъема до отбоя?
Общего подъема и отбоя нет. Нет и общих утренних и вечерних молитв по понятным причинам — не все верующие, не все православные.
Хотя, наверное, скоро введу. Вот уже два монаха пришли к нам, надо ввести утренние и вечерние правила.
У каждого свое дело, свое послушание. Иной раз смотришь: люди сидят без дела. Я дам им работу, посмотрю, что и как сделано: объем, качество, чисто ли рабочее место. Люди пришли в Церковь, и здесь «как-нибудь” нельзя. Здесь ты пришел к Богу, никто сюда насильно тебя не приводил. Принеси одновременно покаяние свое внутреннее перед Богом и трудами оправдайся за прошлое. Труд — это и есть покаяние.
“Господи, помилуй”, “Господи, прости», но и “Господи, дай мне зрети моя согрешения и не осуждати брата своего”. Пьян твой товарищ — посмотри на него со стороны — ты вчера такой же был. Скажи себе: я сегодня трезвый и не хочу больше быть таким.
Выход с территории просто так не разрешается, но за всеми не уследишь. Нарушают дисциплину. И все же я верю в этих людей.
Сейчас многие земли пустуют. Нужно поднимать сельское хозяйство, восстанавливать производство. Нужны рабочие руки, а у нас много людей сидят по тюрьмам да зонам. Среди них есть хорошие специалисты. Этим людям нужно дать работу.
Но труд должен быть не принудительный, как это уже было в нашей стране. Нужно быть справедливыми в отношениях с ними. Если ты наказываешь, значит, по справедливости. А если люди проявляют себя с хорошей стороны, должно быть и поощрение. И оно проявляется у нас в праздниках, в общих праздничных столах. Нужно, чтобы люди видели в тебе не только священника, но и друга.
Сами создаем благоприятный быт, по мере наших финансовых возможностей. Пришел человек — даем ему одежду. Есть где помыться, есть спортивный зал неподалеку — в ПТУ № 192, сам туда регулярно хожу тренироваться.
Отец Александр, после адаптации послушники изъявляют желание уйти, и Вы их благословляете на это. А кто не уходит, тот так и живет здесь сколько угодно или есть какие-то ограничения? Работать здесь обязательно?
Если нет нарушений дисциплины — пусть живут. У меня все работают. От работы освобождаются только больные. Не хочешь работать — насильно здесь никто не держит. Даже если человек пробыл здесь один или два дня, он уже получил благословение Церкви. Где бы он ни был, он будет помнить, что его в храме Божием приняли и он почувствовал себя человеком.
Настоятель мечтает открыть здесь духовную семинарию, чтобы готовить священников для постоянного служения в тюрьмах и колониях. В семинаристы он хотел бы принимать и тех, кто пришел к вере через страдания и покаяние.